Алексей Подщеколдин, Президент РОАД: Повышение утильсбора не решит проблему отсутствия автокомпонентной индустрии

Алексей Подщеколдин, Президент РОАД: Повышение утильсбора не решит проблему отсутствия автокомпонентной индустрии

Для чего делается повышение утильсбора? Мы в РОАД, безусловно, понимаем, что это делается для того, чтобы подтолкнуть иностранных производителей (на сегодняшний день это, прежде всего, китайские производители) к тому, чтобы они ввозили в Россию не целые автомобили, а собирали автомобили здесь.

Но проблема в том, что сегодня даже отечественные производители, которые собирают здесь, в России, автомобили, будут платить повышенный утилизационный сбор. Конечно, повышенный утилизационный сбор будут платить и иностранные производители несмотря на то, что они будут собирать автомобили на территории России. А почему?

Потому что, чтобы, согласно действующих правил, получить компенсацию утильсбора и получить меры поддержки от государства, нужно собирать автомобили здесь из комплектующих и компонентов, которые будут произведены на территории России, а не из ввезенных в Россию из третьих стран — в том числе из Китая.

Поэтому, если автомобиль будет собираться здесь по-прежнему из китайских комплектующих, это будет по-прежнему китайский автомобиль — никаких преференций он не получит. И российский автопроизводитель, который будет здесь собирать из иностранных комплектующих автомобиль, также не будет получать преференции. А для того чтобы производить автомобиль из российских комплектующих, нужно, чтобы производство российских комплектующих было налажено на территории России.

Но мы все знаем, что целого ряда комплектующих в России нет или недостаточно.

Например, знаменитая история про автоматические коробки передач, которые мы до сих пор приобретаем за рубежом — в том числе и на отечественные автомобили. У нас также недостаточно электронных блоков управления двигателем, бортовой электроники, блоков АБС, рулей, пластиковых панелей и других запчастей.

То есть, на сегодняшний день достигнуть степени локализации без создания заводов на территории России и получить поддержку со стороны государства практически невозможно.

Необходимо сначала построить заводы по производству комплектующих, а после этого можно получить доступ к преференциям по сборке. Напомню, что нужно, чтобы отечественный автомобиль как минимум на 2/3 состоял из отечественных комплектующих.

Согласно этой логике, китайские заводы должны создать производство автокомпонентов. Во всем мире практика такова, что производители автомобилей являются всего лишь сборочными производствами, где собираются запчасти от поставщиков. Завод собирает их в единое целое — и получается автомобиль. Можно провести аналогию: если мы хотим от строителя строительство дома, нужно потребовать, чтобы он построил цементный завод или наладил производство бетона или кирпича. Что точно не является логичным.

Поэтому мы думали, что Правительство сначала займется созданием индустрии автокомпонентов, а потом будет уже требовать, чтобы только из этих компонентов собирались автомобили российского производства. И тогда автомобиль действительно по-настоящему смог бы стать по-настоящему россйским автомобилем — который произведен на территории России из российских автокомпонентов.

Просто ожидать, что, благодаря жестким запретительным мерам, китайские автопроизводители завтра создадут производство автокомпонентов, не приходится. Если это произойдет, то не так быстро, как намечено в той программе, которую осуществляет Правительство.

Поэтому мы, автодилеры, в РОАД «за» российскую сборку, но несколько иную систему мер поддержки по созданию настоящей индустрии автомобильных компонентов.


newspaper Прямая речь
Все права защищены, 2002-2024