Кризис на авторынке. Как он связан с крепким рублем и когда закончится (РБК)

Падение производства, продаж и переход АвтоВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа на четырехдневку — признаки серьезного кризиса на российском авторынке. По прогнозам РОАД, до конца года в стране могут прекратить работу 10% дилерских центров.
Что говорят об этом эксперты
За первую половину 2025 года, по данным Минпромторга, в стране было продано 607 478 новых автомобилей (до трех лет), что на 28% меньше аналогичного показателя прошлого года. Продажи легковых машин упали на 26%, легкой коммерческой техники (LCV) — на 18,8%, среднетоннажных грузовиков (MCV) — на 43,5%. Между тем на складах производителей, дистрибьюторов и дилеров скопилось чуть менее 500 тыс. новых автомобилей, реализация которых движется очень медленно.
Для потребителей это хорошая новость, поскольку на фоне кризиса скидки и распродажи сохранятся и во втором полугодии, говорит глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако для дилеров ситуация по-прежнему остается напряженной.
«Борьба за выживание не просто продолжится, а еще больше обострится. Во втором полугодии дилерские сети продолжат «подсыхать». Тяжелее всего будет тем собственникам, кто в товаре, в аренде и в кредитах», — полагает он.
Что происходит на рынке
Деятельность авторетейлеров в текущих условиях становится нерентабельной. В июле, по данным опроса Банка России, у предприятий торговли автотранспортом по-прежнему сохраняются самые низкие оценки бизнес-климата. По подсчетам ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которые есть в распоряжении РБК, в настоящее время испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани банкротства примерно 30% компаний. По данным организации, с начала 2025 года закрылось уже около 200 салонов.
Проблемы не обошли стороной и производителей. За первые полгода выпуск легковушек в России сократился на 2%, а в июне рухнул на 28% по сравнению с тем же месяцем 2024-го. На фоне низкого спроса и кризиса на рынке отечественные заводы на время останавливают производство и сокращают рабочую неделю до четырех дней — среди них АвтоВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ.
Причины кризиса
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в разговоре с РБК объяснил, что текущая ситуация на рынке сформировалась из-за сочетания разных факторов.
Образование большого избыточного предложения — это как поставленные в Россию автомобили в ожидании повышения утилизационного сбора, так и произведенные внутри страны автомобили, которые не были распроданы из-за высокой стоимости.
Сильное сокращение платежеспособного спроса. Многие уже приобрели автомобили и не нуждаются в новых, а кредиты из-за высокой ключевой ставки, ужесточения требований регулятора к заемщикам по автокредитам и роста утилизационного сбора с 2024 года по большей части недоступны для населения. По данным Национального бюро кредитных историй, в январе—мае 2025 года было выдано автокредитов на сумму ₽457,2 млрд, что в 2,1 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне число выданных кредитов упало на 41,1% по сравнению с июнем 2024-го, но выросло на 7,8% к маю, однако доля отказов по заявкам на автокредиты все еще превышает 80%.
Перераспределение потоков. Первичный рынок лишился спроса из-за привезенных подержанных машин из-за рубежа, стоимость которых оказалась практически идентичной ценам на новые.
«Каждая б/у машина, которая приехала из США в битом виде и была восстановлена, приехала из Японии, Кореи, Китая и прошла через оформление СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. — РБК), то есть приехала на «физика», такая машина, собственно, лишила продажи рынок первичных автомобилей, потому что стоимости похожи», — пояснил эксперт.
Дополнительно на развитие кризиса повлияло значительное падение импорта автомобилей, добавляет аналитик «Цифра брокер» Дмитрий Вишневский. По данным
«Автостата», за полгода в страну было ввезено 149,3 тыс. новых легковых машин, что на 63% меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Причем еще год назад в Россию было импортировано 408,5 тыс. новых автомобилей. Кроме того, критическое влияние на продолжающуюся стагнацию рынка оказывает рост утильсбора (налога за произведенное или ввезенное в страну транспортное средство), указывает аналитик ФГ «Финам» Никита Бороданов.
Впрочем, в июле авторынок, по всей видимости, начал оживляться. Этот месяц может стать для производителей и дилеров самым успешным в текущем году, подчеркивает Сергей Целиков. По его оценкам, продажи в июле могут вырасти до 110–115 тыс. автомобилей, превысив примерно 90 тыс. авто, проданных в июне. Пресс-служба агентства сообщила РБК 29 июля, что за четыре недели показатель превысил 100 тыс. штук и по итогам месяца может вырасти еще больше, поскольку в статистику добавится еще несколько дней продаж.
В РОАД РБК сообщили, что фиксируют рост интереса населения к авторынку, особенно на фоне укрепления рубля и хороших условий скидок. Тем не менее, по данным организации, несмотря на то что в июне потребители заключили почти на 11% больше контрактов, чем в мае, реальный рост продаж при остающейся наполненности складов и продолжающихся отгрузках все еще отсутствует.
Цены и выгода для покупателя
Рынок падает, и вместе с ним снижаются средние цены на новые автомобили, говорят дилеры. На конец июля стоимость машины в среднем составляет ₽3,12 млн, сообщил РБК президент РОАД Алексей Подщеколдин. «К сожалению, текущая структура авторынка не обеспечивает адекватный уровень доходности ни для автопроизводителей, ни для дилеров», — считает он.
По подсчетам ассоциации, до конца года в России могут прекратить работу 10% дилерских центров, поскольку в условиях высоких ставок по кредитам и снижения спроса на рынке авторетейлерам сложно сохранять маржинальность. Кроме того, в автобизнесе есть много примеров того, как китайские дистрибьюторы допускают появление салонов одной и той же марки в близком соседстве — из- за этого дилеры не успевают окупить инвестиции и вынуждены конкурировать друг с другом.
В условиях снижения спроса на автомобили компании стали пересматривать ценовую политику и запускать программы поддержки продаж за счет предоставления клиентам дополнительных скидок. Например, это специальные условия по кредиту, каско, ТО, аксессуары и комплект шин в подарок, гарантия на ремонт, скидка на каско и ускоренное оформление документов, сообщили РБК в «Авито Авто». Антон Шапарин подтверждает, что на рынке действительно появился ряд маркетинговых предложений, которые в итоге позволяют снизить стоимость машины. Однако, предупреждает он, еще недавно на те же китайские модели цены были гораздо ниже.
«И понятно совершенно, что за ростом стоимости автомобилей не следует адекватного роста доходов. Люди просто столько не зарабатывают, чтобы оплачивать вот эти увеличившиеся цены. Мы посмотрели цену на Lada Granta, она подорожала за пять лет в полтора раза и в долларах, и в рублях. И если бы речь шла только про инфляцию, тогда, соответственно, было бы рублевое повышение цены хоть сколько-нибудь понятное. А в долларах-то с чего бы вдруг она подорожала? И при этом она не добавила каких-то потребительских свойств, это тот же самый автомобиль, конструкция из глубоких советских времен», — заявил эксперт.
Что предлагают дилеры покупателям
Льготные программы, которые субсидирует правительство. По словам Антона Шапарина, по ним доступно ограниченное число моделей для покупки. Воспользоваться программой могут только определенные категории граждан. Субсидируемые кредиты. Такую возможность также предлагают не все автомобильные бренды. Линейное снижение цен. Также происходит не на все модели, особенно часто — на неликвидные автомобили.
Когда ситуация на рынке может измениться
Хотя после тяжелой первой половины года второе полугодие может принести на рынок позитив, все же до уровней 2024-го ему еще очень далеко, говорит Сергей Целиков. Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова также считает, что второе полугодие 2025-го может немного улучшить ситуацию на рынке, поскольку летом инфляция пошла на снижение, а процентные ставки по автокредитам постепенно начали уменьшаться вслед за снижением ключевой ставки ЦБ.
Ситуация в экономике будет зависеть от инфляции, курсов валют, изменений в мерах регулирования — все это будет оказывать влияние на автомобильный рынок и на спрос на автомобили в будущем, продолжает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Также важны и другие расходы потребителей, как и динамика цен на автомобили до конца года. «Учитывая все вышесказанное, маловероятно, что ситуация на отечественном автомобильном рынке будет меняться в ближайшие месяцы; скорее всего, спрос на автомобили и их продажи могут начать расти в конце года, за месяц-два до наступления 2026 года», — считает эксперт.
В «Соллерсе» прогнозируют оживление даже при дальнейшем снижении ключевой ставки не ранее четвертого квартала. Дмитрий Вишневский уточняет, что рост начнется в 2026 году с увеличением продаж новых автомобилей до 1,57–1,64 млн штук на фоне снижения ключевой ставки и расширения локализации производства.
Тем не менее российский авторынок пока остается «больным», и в дальнейшем его ждет самая сильная стагнация за последние десять лет, предупреждает Алексей Подщеколдин. В базовом прогнозе РОАД по итогам года российский авторынок может упасть на 23%, до 1,3 млн автомобилей, а в худшем сценарии — до 32%. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса ожидает реализации 1,25 млн машин, что на 24% меньше, чем в 2024 году.
«В настоящее время автодилерам не остается ничего, кроме как продолжать заниматься выстраиванием цивилизованных бизнес-отношений с китайскими автопроизводителями. Официально на российском рынке насчитывается уже 65 китайских брендов, которые в совокупности составляют 55% авторынка, при этом российские автопроизводители занимают уже менее 50%… Необходимо разрабатывать передовое законодательное регулирование авторынка. Перед российским автопромом должна быть поставлена цель продаж 3 млн авто», — считает Алексей Подщеколдин.
Также пессимистично настроен Антон Шапарин, который не ждет сильного разворота на рынке. «Я не думаю, что нас ждут прорывы, серьезные успехи, потому что не с чего им взяться. Понятно, что все повышения утильсбора, закрытие лазеек на границе и так далее ударят по вторичному рынку, по привозу б/у автомобилей и приведут к увеличению стоимости таких машин. Часть спроса перераспределится на первичный рынок, но какая — надо будет смотреть, как именно будут закручивать гайки с утильсбором для физлиц», — обратил внимание он.
Поможет ли снижение ставки
Эксперты сходятся во мнении, что более низкие ставки по кредитам станут драйвером роста для рынка, но все же не таким сильным, чтобы вывести его из кризиса.
«Сейчас перегруженные стоки автомобилей критичны для всей отрасли, и один из выходов — это ослабление условий кредитных программ и, конечно же, снижение ключевой ставки. Информация идет по сокращению дилерской сети уже сотнями. Наш прогноз на конец года достаточно пессимистичен», — сообщили РБК в пресс-службе РОАД.
По мнению Никиты Бороданова, в настоящее время мало предпосылок для резкого оживления этого сегмента. Снижение ставок точно сильно поднимет спрос благодаря возвращению кредитования, однако маловероятно, что рост окажется форсированным, и не стоит надеяться на появление рекордных продаж и объемов.
Дальнейшее снижение параметра позволит более комфортно себя чувствовать первичному рынку, прежде всего дилерам, поскольку они приобретают почти все автомобили в рамках привлечения заемных средств (факторинг в большей степени и кредиты — в меньшей), говорит Антон Шапарин. «Для граждан в любом случае автомобильные кредиты остаются запредельно дорогими, потребительское кредитование даже дешевле, прежде всего потому, что в автокредите сразу навязана страховка, каско, до 9% комиссии, которую получит дилер от банка, и еще много всякого разного», — объяснил эксперт.
Какие акции выиграют от оживления рынка и как на это отреагирует рубль
Профессор РЭШ Олег Шибанов в разговоре с РБК предположил, что спрос может резко вернуться на рынок в сентябре, после сезона летних отпусков.
«В сентябре почти наверняка будет снижение ставки ЦБ (и, как следствие, по депозитам), а с точки зрения доступности авто окажется, что ни корейские, ни европейские авто не идут на российский рынок. Поэтому спрос на обновление машин может оказаться довольно резким. Для курса это означает дополнительное давление, вероятно некоторое ослабление — едва ли до ₽90 (за доллар. — РБК) в сентябре дотянется», — уточнил экономист.
Ослабление рубля приведет к дальнейшему росту стоимости автомобилей и «крайне болезненно ударит по спросу», потому что зарплаты не успеют за ценами, рассуждает Антон Шапарин.
Аналитики «Финама» и Freedom Finance Global считают, что оживление авторынка почти не отразится на котировках акций, а на рынке облигаций, возможно, снизятся спреды для эмитентов этого сектора — не более чем на 100 б.п.
«В акциях «Соллерса» наиболее интересно то, что компания платит дивиденды, в целом хотя очень старается занять доли рынка ушедших иностранцев в сегменте LCV, но пока из-за сложной ситуации на рынке операционные и финансовые результаты у компании не блестящие. Есть акции КАМАЗа, но ситуация на рынке грузовых автомобилей в России еще менее оптимистичная, чем на рынке легковых автомобилей и LCV, да и сама акция малоликвидная. То есть заработать на акциях российского автопрома в этом году маловероятно, хотя в следующем году по мере оживления рынка на фоне снижения ставок по автокредитам и снижения инфляции, возможно, в этих бумагах появятся интересные инвестиционные идеи», — допускает Наталья Мильчакова.
Более позитивно на сектор смотрит Дмитрий Вишневский, по прогнозам которого при улучшении макроэкономической ситуации и реализации господдержки на 10–20% могут вырасти акции КАМАЗа (KMAZ), Sollers (SVAV), «Делимобиля» (DELI) и «Европлана» (LEAS). Кроме того, выиграть от восстановления авторынка могут металлурги, для которых машиностроение является третьей по значимости отраслью после строительства и нефтегаза.
Одним из бенефициаров, в частности, может стать ММК, основной поставщик российским автозаводам автолиста и другого проката, говорит аналитик ФГ
«Финам» Алексей Калачев. «Например, КАМАЗ традиционно закупает более половины листового проката у ММК. Восстановление спроса на сталь со стороны автозаводов должно будет позитивно отразиться на акциях компании. С другой стороны, это позитивное влияние будет ограниченным, так как автолист все же не является основной продукцией ММК. Более половины продаж компании приходится на горячекатаный прокат, а более половины отгрузки ММК горячекатаного проката на внутренний рынок приходится на строительство и производство труб», — сказал эксперт.
Источник: РБК
Фото: Фото: Ilya Moskovets / URA.RU / Global Look Press